понедельник, 30 апреля 2012 г.

Strength of the Russian infantry in Wilno garrison & Dolgorukiy's army in July 1658 (Werki campaign)

Below are 3 documents in Russian presenting the strength of the foot troops in the garrison of Wilno & Dolgorukiy's army marched through Wilno to Kowno in July 1658:
- Wilno garrison 520 men in 3 Foot regiment (Cunnigham Foot 180, F. Felder Foot 169, Y. Angler Foot 172 - see doc # 149)
- Dolgorukiy's infantry was of 5 583 incl. 927 Moscow Streltzy (S. Kokovinskiy & I. Endourov prikazes - see doc # 128) & 4 656 soldiers (6 regiments: T. Daleyle, D. Craufort, Y. Kyte, Yander, Bely, Gokhward - see doc # 150)
Dolgorukiy didn't get any reinforcements until Werki (roads were cut off by Lithuanians), so it's a max strength of his infantry in the battle. The number includes 1 792 recruits arrived in June 1658. 
Численность гарнизона Вильно и пехоты Долгорукова в июле 1658 
В приведенных ниже документах указана фактическая численность русской пехоты накануне боев под Вильно, закончившихся славной победой под Верками:
- в гарнизоне Вильно под командой князя М. Шаховского в 3 солдатских полках (Василия Куннингама, Федора Фельдера и Юрия Англера) было 520 чел (см док № 149)
- пехота армии Долгорукова 5 583 чел, вкл 927 московских стрельцов (приказы Степана Коковинского и Ивана Ендоурова - см док № 128) и 4 656 солдат (в 6 полках: генерала Томаса Далиеля, полковников Даниила Краферта, Юрия Кита, Кашпира Яндера, Томаса Бели, Адама Гохварта - см док № 150)
В числе полков Долгорукова указаны 1 792 новобранца с Вятки, прибывших в Вильно и распределенных по полкам в июне 1658. Вплоть до начала боев Долгорукий больше подреплений не получал (дороги были перерезаны), поэтому указанная численность - максимально возможная оценка его пехоты при Верках.
Источник: Акты исторические... Т. 4, Спб, 1842. (номер документа и страницы указаны непосредственно в документах)

№ 128. 1658 июля 15. Отписка Царю Виленского воеводы князя Шаховского о выдаче Московским стрельцам провианта из Царских Виленских хлебных запасов.
Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Велкия и Малыя и Белыя России. Самодержцу, холоп твой Миш­ка Шаховской челом бьет. В нынешнем, Государь, во 166 году июля в 5 день присла­на ко мне, холопу твоему, из полков, от боярина и воеводы князя Юрья Алексеевича Долгоруково с товарищи память, за приписью дьяка Ивана Амирова, а в памяти их написано: били де челом тебе Великому Го­сударю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Mocковские стрельцы Степанова приказу Коковинского да Иванова приказу Ендоурова, что де они будучи на твоей Великого Государя службе оголодали, а в Вилне де хлеб покупают ценою доро­гою, и чтоб ты Великий Государь их Московских стрелцов  пожаловал,  для их /270/ скудости, велел им дать из своих Государевых хлебных запасов, и чтоб мне, холопу твоему, Степанова приказу Коковинского да Иванова приказу Ендоурова Московским стрелцом, девяти стам двадцати се­ми человек, из твоих Государевых Виленских запасов велеть дать по полуосмине ржи человеку.

суббота, 28 апреля 2012 г.

New issue of the Old Zeughause (# 46) has been published


The new issue (# 46) of the “Old Zeughaus” magazine includes my article about Russian Auxiliary Corps under general-lieutenant Reinhold Patkul on Polish-Saxon service in 1704-06. In the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA) I find more than 50 volumes of Patkul’s papers. It is a large & complex array of documents including tables (see table dated 9 Feb 1705), relations, campaign journals, payment rolls, lists of officers (click here), regulations, drill manuals, etc. My article is only about Corps organization & strength. I cannot avoid of saying that the data about Russian Auxiliary Corps provided by Alexander Bespalov for the 2nd volume of Hoglund & Sallinas’s work is false (short analysis in Russian). Bespalov falsified both the list of regiments & data about its uniforms. The most of regiments never were a part of the Corps or acted in Poland. Archive documents state very clear about Corps organization & it doesn’t meet with Bespalov’s data. I am going to put in the blog an analysis of Bespalov’s data & additional archive materials about the Corps which I used for the article.
Вышел новый 46-й номер «старого Цейхгауза» с моей статьей по корпусу Паткуля в 1704-06.
В новом 46-м номере «Старого цейхгауза» вышла моя статья об организации и численности русского вспомогательного корпуса Паткуля на польско-саксонской службе в 1704-06 (тот самый, который разгромили под Фрауштадтом). В РГАДА лежит более 50 дел, относящихся к этому корпусу (РГАДА. Ф. 79. Оп. 1, дела за 1704 и 1705 гг. – см. ссылки в статье), но так получилось, что ранее эти документы никем не использовались. Собственно ранее к судьбе этого корпуса обращались лишь два автора, Н. Устрялов и А. Беспалов. Соответствующий раздел работы Устрялова основан на изданных в 1792 г. рапортах (реляциях) Паткуля царю Петру I и канцлеру Головину (Patkul J.R. von Joh. Reinhold von Patkul’s, ehmalingen Zaarischen General. Berichte an das Zaarische Cabinet in Moscau, von seinem Gesandtschafts­Posten bey August II. Konige von Polen nebst Erklarung der chiffrirten Briefe, erlauternden Anmerkungen, Nachrichten von seinem Leben und andern heiher. Band 1. Berlin, 1792 г) и его письмах, изданных в переводе с французского в 1806 г. (Паткуль И.  Письма нещастнаго графа Ивана Рейнольда Паткуля, полководца и посланника российскаго императора Петра Великаго (перевод с французского). Ч. 1–2. М. 1806). Статья Беспалова была издана дважды под разными названиями (Беспалов А.В.  «Запроданный корпус» // Военно-­исторический журнал «Рейтар» №3. 2003. С. 41–54; Он же. Русский вспомогательный корпус на службе Саксонии в эпоху Великой Северной войны  // Северная Европа: Проблемы истории: Сб. научн. трудов. Вып. 5. М., 2005. С. 234–248), в обоих случаях текст абсолютно идентичен. Материалы в работе Беспалова, к сожалению, мягко говоря не полностью соответствуют действительности, многие факты и сведения ошибочны или некорректны, а по многим указанным ссылкам отсутствует информация по указанным в статье событиям и фактам (небольшой анализ сделанный ранее). В ближайшее время я планирую выложить здесь в блоге разбор приведенных им данных, а также невошедшие в статью (но использованные при подготовке) табеля и материалы по Корпусу. Необходимо отметить, что сохранившийся в РГАДА массив документов включает помесячные табеля (см например табель от 9 февраля 1705), списки личного состава (см списки офицеров), ведомости выплаты жалованья, хозяйственные документы по закупкам и снабжению, походные журналы, реляции и отчеты, внутреннюю переписку корпуса и еще много чего. Все это дает достаточно полную и четкую картину состояния корпуса в помесячной динамике, и однозначно опровергает все, что напридумывал Беспалов. Из-за ограничений размера журнальной публикации статью пришлось ограничить только вопросами организации и численности Корпуса, остальные темы будут раскрыты в дополнительных публикациях.  

воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Strength of the Russian infantry at the siege of Narva on 15 August 1704

On 8 of November 1704 FM O'Gilvy presented to Tzar his proposal about structure & organization of the Russian army. He proposed a foot regiment to be of 9 coys (incl. a grenadier coy) of 150 men each (6 corporals & 144 privates). He calculated new strength of the field army & required number of reinforcements. It was based on the table of the Russian army at Narva on 15 August 1704. First column is regimental name; second - actual strength on 15 August 1704; third - proposed regimental strength; fourth - required reinforcements.
The total in 29 regiments is 29 422 men (for 2 Guards actual strength is for 7 November 1704). The list is not complete. Two regiments of Apraxin Corps (Bolobonov & Tytov) stayed on the right bank of Narowa river & are not included in the table. The same is with Deydut Foot from Repnin's Division which participated in the siege. These 3 regiments were about 2,000. So, in total Russian infantry at Narva on 15 August 1704 was about 32,000. Pay attention that the number doesn't include officers & regimental & company staff.
Table of the Russian infantry at Narva on 15 August 1704
Табель русской пехоты под Нарвой 15 августа 1704
(CLICK TO ENLARGE)

Численность русской пехоты под Нарвой 15 августа 1704.
8 ноября 1704 года фельдмаршал Огильви представил Царю проект организации русской армии, включая списки и табеля пехотных и драгунских полков. За основу им была взята табель русской армии под Нарвой от 15 августа 1704 г. Согласно его предложению, пехотный полк должен был состоять из 9 рот, включая гренадерскую, по 150 нижних чинов в роте (6 капралов и 144 рядовых), отсюда общая численность нижних чинов в полку - 1 350. В приложенной к письму сводной табели были указаны 29 полков (2 гвардейских - на 7 ноября 1704).

Москва - город контрастов -)

На днях был в ресторане Мясной клуб на Кузнецком мосту. Кроме кухни (очень хорошей, кстати) отметил для себя также и его декор, элементами которого являются... листы из альбома: Pautre, Jean. Trophées d'armes a l'italienne. Paris, 1751. В альбоме нарисованы орудия и знамена, захваченные французской армией в Италии в 1742-48 гг у австрийцев и савойцев (тогда уже сардинцев). Книга эта довольно редкая, ее нет ни на Галлике, ни в Гугл-букс. А тут - по листам, в рамочках на стенах...
One of the Moscow restaurants is decorated with plates from a very rare album Trophées d'armes a l'italienne par Jean Pautre. Paris, 1751. It presents trophies taken by French army in Italy in 1742-48 during the war of the Austrian Succession 

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Saxon Auxiliary Corps on Austrian service, 1702-1704

In the end of 1702 August II of Saxony agreed to provided an Auxiliary Corps of 6,000 on Austrian service. The Corps consisted of 6 (Konigin, Kurprinz, Beichling, Wostomorsky, Thielau, Sacken) Infantry & 4 (Leib, Kurprinz, Jordan, Eisenach) Cuirassier regiments. By that moment Saxon army consisted of 15 Infantry, 8 Cuirassier & 6 Dragoon regiments. Some of them were heavily suffered at Klissow, & some were created in 1702 & were not completed yet. So, August sent on Austrian service about 50% of his troops available by the moment. It was the main reason of his low activity in Poland during the 1703 year.
Corps was commanded by GL I.M. v.d. Schulenburg, GMs v. Plotz, Wostomirski & v. Kanitz. Infantry regiments were of a single battalion, 8 coys. Evidently the second battalion was used to strengthen the first one to the authorized strength. Saxons had field pieces but their number is unknown, probably one per battalion (6 in total?).
Table of the Saxon Auxiliary Corps dated  11 May 1703
Source: Feldzuge des Prinzen Eugen... B. V. S. 677
CLICK TO ENLARGE
The Corps had winter-quarters in Bohemia & in February 1703 came to Upper Austria where joined FML Schlick Corps.
11 March 1703 - action at Scherding/Eisenbirn, where GM Plotz was captured by Bavarians. Saxons lost 5 cannons & a part of their train
2 April 1703 - taking of Bavarian redoubt at Neuhaus. 
21 Sept 1703 - First battle of Hochstadt. Saxons lost 940 men incl. 17 officers.
Saxon Corps had winter-quarters near Ravensburg. In April 1704 Schulenburg got order from August to leave Austrian service & return to Saxony. Corps arrived to Dresden on 20 May 1704. 
See details of it's actions in Schuster & Francke's Geschichte der Sachsischen Armee Band 1. S. 154-156:


Саксонский вспомогательный корпус на австрийской службе, 1702-1704
В конце 1702 года Август согласился предоставить для участия в войне за Испанское наследство саксонский контингент в 6 тыс. чел. В состав корпуса вошли 6 пехотных и 4 кирасирских полка. К концу 1702 саксонская армия насчитывала 15 пехотных, 8 кирасирских и 6 драгунских полков, но многие из них были либо серьезно потрепаны в кампанию 1702 года (Клишов...), либо их формирование еще не было завершено. Фактически Август отправил на австрийскую службу около половины имевшихся у него войск, что стало основной причиной его низкой активнеости в Польше в 1703 г. 

суббота, 14 апреля 2012 г.

Siege of Koron, 23 June - 11 August 1685 (Conquest of Morea by Venetians)

Belagerung die Festung Koron 1686
Schlacht um die Festung Coron 1685 by Wichman
(Herzog August Bibliothek Wolffenbutel)
CLICK TO ENLARGE
Morean fortress of Koron with Ottoman garrison around 6,000 (incl. 2,000 Janissaries & 1,000 Spahis) was besieged by Venetian army under F. Morosini on 23 June 1685. It capitulated after 49 days of siege. Morosini (his second-in-command were generals St.Pole & Degenfeld) had about 8,200 men at the start of the campaign:
- 9 foot & 1 dragoon regiments of Venetians (3,100)
- 3 Braunsweig-Luneburg regiments (Prinz Maximilian Wilhelm, Ohr, Bodewils - totaled 2,400)
- 1,000 of Maltese troops, incl. 100 knights
- a regiment of Papal troops (400, so-called papalini)
- Toscanian regiment (300)
- Slavonian foot & mounted oltramarini (1,000)
Saxons (3 regiments, 3,350) joined Morosini on 5 September 1685 after Koron's fell.
De overwinningen in Koroni 1685
from Holladnse Mercurius

среда, 11 апреля 2012 г.

Strength of the Army of Courland under A. Lewenhaupt on 11 June 1705


B. Nilsson kindly shared with me & helped with translation of the Lewenhaupt’s troops table dated 11 June 1705. It was done by C.A. Sinclair, Lewenhaupt’s general-quartermaster. The table gives detailed account of the “healthy” & “sick” by ranks & by units. It was used by Uddgren in his work (click). But he used only the number of the corporals & privates (7.662). The totals incl. officers, regimental stab & NCOs are higher – 2.447 of Cavalry, 2.311 of Dragoons & 4.111 in Infantry. Total is 8.869, incl. 7.751 healthy & 685 sick. Out of 4.325 rytters & dragoons are 433 dismounted. This number doesn’t include Polish cavalry (Wallachians), whom numbered about 300.
Sinclair’s table presents the full strength of the Army of Courland under GM A. Lewenhaupt incl. garrisons. About 1.000 were in Libau under Horn (he joined Lewenhaupt just before Gemauergoff) & 600 in Mitau under Knorring (click), plus a small garrison of Bausk around 100-200.
I also added a column with my assumption about number of coys per infantry unit. It’s important for further analysis of the Lewenhaupt’s BO at Gemauergoff.

Regiment
active
sick
dismounted
Total*
Number of coys**
CAVALRY





Svenska Adelsfanan
79
5
0
84

Livlandska Adelsfanan
285
21
8
314

Estlandska Adelsfanan
319
9
33
361

Abolans Rytter
800
12
81
893

Nylands rytter
197
7
10
214

Norra Skanska Rytter
106
6
20
132

Karelska Rytter
426
15
8
449

Sub-total
2 212
75
160
2 447

DRAGOONS





Zogen's Esqvadron
187
6
13
206

Upplands Stеndsdragonen (Wennestedt)
561
26
40
627

Skoug Esqvadron
204
17
3
224

Of.-lieut. Bromsen
98
2
0
100

Schreiterfeldts Dragoon
574
38
200
812

Kaulbars Öselska Dragoon Esqvadron
308
17
17
342

Sub-total
1 932
106
273
2 311

INFANTRY





Hälsinge Regiment (Knorring)
1 111
152

1 263
8
Upplands tremännings (GM Lewevenhaupt)
1 000
188

1 188
8
Smalands tremannings (Baner)
847
109

956
8
Nerke-Varmlands tremannings (Posse)
587
46

633
6
Detachments from other regiments
62
9

71
-
Sub-total
3 607
504

4 111
30
TOTAL
7 751
685
433
8 869


* - In cavalry total includes active, sick & dismounted.
** - Number of coys in infantry is my assumption



Численность Курляндской армии Левенгаупта на 11 июня 1705 г.
Б. Нильссон любезно поделился со мной и помог с переводом табели численности Курляндской армии г-м Адама Левенгаупта, датированной 11 июня 1705. Табель подписана К.А. Синклером, генерал-квартирмейстером Левенгаупта. Согласно его данным, всего под командой Левенгаупта было 8 869 чел, вкл. 2 447 рейтар, 2 311 драгун и 4 111 пехоты. Табель очень детальная, по каждому полку приведено кол-во человек по чинам, с разделением на здоровых и больных (685 чел.), а для кавалерии – дополнительно и безконные (433). Данная табель была ранее использована Уддгреном в его работе по Гемауергофу (см тут), но неполностью. Он указал только численность нижних чинов (рядовых и капралов) – 7 662 чел, «забыв» про офицеров, полковой штаб и унтеров – еще 774 чел, или 10% численности. Не только отечественные историки бывают «избирательны» -))). Кроме этого, у Левенгаупта были польские и литовские хоругви, общей численностью около 300 чел.

воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Battle of Kalamata, 14 September 1685 (Conquest of Morea by Venetians)

De overwinningen in Griekenland bij Kalamata, 1685
From Hollandse Mercurius
After the taking of Koron Morosini sent his land army under general Degenfeld to Kalamata where were Ottoman land forces under Mustapha Pasha. Degenfeld had about 7,000. Ottomans were about 6,000 of foot & 2,000 of spahis. Field battle was won by Venetians & they took Kalamata castle without any serious resistance.
Venetian BO dated 14 Sept 1685 from Schwencke
Click to enlarge

Important notes:

  • In front of first column on the right wing was Slavonian coy under Bonarel of 80 men.  
  • Second column on the right wing also included Garsoni & Hammer Venetian regiments (each of a single battalion)
  • Saxon Auxiliary Corps was of 3 regiments each of 10 coys: Schonfeld (red coats), Loppauer & Kleist (both in gray). In the battle of Kalamata they created 9 "field" battalions. 
  • 2 squadrons of the Corbon Dragoons (Venetian) were on the left wing
  • Venetians were supported by about 1,000 of Mani mutineers 

вторник, 3 апреля 2012 г.

Strength of the Russian infantry at Gemauerthof, 16 July 1705

In RGADA I found a report about strength of GM Chamber's Brigade at the battle of Gemauerthof & it's losses. The numbers doesn't meet with numbers from Chamber's report which I used in my previous post. Chambers gives only total numbers for all 3 regiments without any details. The reason of the difference could be various detachments. For example, 2 officers & 193 NCOs & privates stayed at Druja with train.

REGIMENT:
Schenebeck
Povish
Lange
TOTAL
Colonel
0
0
1
1
Lieutenant-colonel
1
0
1
2
Major
1
1
1
3
Captain
4
6
7
17
Poruchik (lieutenant)
8
9
10
27
Praporshik (ensign)
7
7
7
21
Regimental  Quartiermeister
1
1
0
2
Regimental Adjutant
1
0
0
1
NCOs & privates
692
979
935
2606
TOTAL
715
1003
962
2680

Численность пехотных полков бригады Чамберса в сражении при Мур-музе. 
В РГАДА я нашел ведомость численности 3 полков Чамберса, вкл. потери в бою при Мур-музе. Итоговые цифры не бьются с данными из письма Чамберса от 6 августа (подлиник в Кабинете ПВ, напечатано Волынским), которые я приводил в одном из предыдущих постов. Надо отметить, что у Чамберса даны только итоговые цифры без деления по полкам. Расхождения вероятнее всего связаны с откоммандированием чинов, например в Друе с обозными телегами остались 2 офицера и 193 нижних чина.
Полк:
Шенебек
Повиш
Ланг
ВСЕГО
полковник
0
0
1
1
подполковник
1
0
1
2
майор
1
1
1
3
капитан
4
6
7
17
Поручик
8
9
10
27
Прапорщик
7
7
7
21
Полк квартирмейстер
1
1
0
2
Полк адъютант
1
0
0
1
Урядников и рядовых
692
979
935
2606
ВСЕГО
715
1003
962
2680