понедельник, 30 июля 2012 г.

Danish army in 1700. Cavalry

The source is: Bidrag til den Store Nordiske Krigs Historie. Dansk Generalstaben. B. 1. Kobenhavn, 1900. S. 89-92

Cavalry troops organisation & structure (S. 89 & 92)
CLICK TO ENLARGE

CLICK TO ENLARGE
Cavalry troops commanders & locations (S. 92):
CLICK TO ENLARGE

воскресенье, 29 июля 2012 г.

Danish army in 1700. Infantry

The source is: Bidrag til den Store Nordiske Krigs Historie. Dansk Generalstaben. B. 1. Kobenhavn, 1900. S. 

Commanding officers (S. 88):
CLICK TO ENLARGE
Infantry structure & organisation (S. 88-89):
CLICK TO ENLARGE

Алларт Л.Н. Подробное описание осады города Нарвы и сражения под сим городом в 1700 году (сравнение изданий 1822 и 1894 гг.).


Многим известен опубликованный в 1822 г. в «Северном архиве» русский перевод рукописи Л.Н. Алларта (Галларта) «Подробное описание осады города Нарвы и сражения под сим городом в 1700 году». Эл. копию вы можете найти на уважаемом и любимом мною сайте Михаила Вознесенского «Русские мемуары» (ссылка, поиск в каталоге на букву «Г» - Галларт). Автор перевода, к сожалению, мне не известен, возможно, сам Александр Сергеевич? При всей ценности данного источника сравнение этого текста с более поздним немецким изданием дневника Алларта 1894 г. показало, что в издании 1822 много пропусков, ошибок в датах (!) и приводимых описаниях событий. В связи с этим призываю исследователей крайне аккуратно использовать этот источник, и при возможности пользоваться изданием 1894 г.   
 Ниже отрывок за 4-13 октября из варианта, опубликованного в «Северном архиве»:
« 4 Октября, Его Царское Величество пришел в лагерь под Нарву, и перешел реку по мосту.  С  Его   Величеством было 22 полевыя  пушеки,   19  баталионов инфантерии,   а   именно:   Преображенских 4 баталиона,  Семеновских  3, Фриберга 3, Леманова 3, фон   Верденовых   Ингерманландских  3; оные   баталионы сочиняют 7,400 вооруженных.    Потом  везде   была пушечная  стрельба,   а  лагерь  поставили вдоль по реке Нарове.    Его Величество жил тогда на острову, 9 Октября пришел Ротмистр Бауер из Нарвы в наш ла­герь,   чрез   котораго много получено известия   о   cocтоянии того   города, и что подлинно   в крепости не более 900 человек  солдат   пехотных находится  Горнова   полку,   да   400   мужиков,  которые тем солдатам даны на помощь, и 150 унтер-ротмистров; да  400   человек    мещан; провианту и дров число довольное, токмо у них людей мало, и для того они и контр-эскарпов своих не хоронят; /6/ однако же их заметали щебнем, и мосты наплавные в лагерь отломаны и разбиты, где Его Величество имел свою квартиру на    острову,   такоже   и  та  инфантерия, которая с Его Величеством в лагерь пришла.»
Сравните этот текст с отрывком из издания 1894 г. за 4-6 октября:
CLICK TO ENLARGE

суббота, 28 июля 2012 г.

Danish-Norwegian fleet in 1700

The source is: Bidrag til den Store Nordiske Krigs Historie. Dansk Generalstaben. B. 1. Kobenhavn, 1900. S. 217-223

Commanding officers (S. 203):
General-Admiral Jens Juel
General-Admiral-Lojtnant Ulrik Chistian Gyldenlove
Admiraler (3): Frederik Ejler Gjedde, Matthias Paulsen, Christopher Ernst v. Stocken
Viceadmiraler -
Schoutbynachter (2): Johan Schinkel, Christian Wibe

Danish High-Sea Fleet at the beginning of the Scanian war 1675-1679 (S. 217-218):
CLICK TO ENLARGE

Swedish ships taken by Danes during the Scanian war (S. 218)):

пятница, 27 июля 2012 г.

Еще раз о драгунских штатах в годы ВСВ


Еще раз хочу коснуться темы штатов драгунских полков в годы ВСВ, точнее – их разнообразия. Посмотрел табель 15 драгунских полков от 19 июня 1711 г. (Прутский поход). Во всех полках указаны 1-2 майора, но при этом в некоторых полках есть также секунд-майоры и шквадрон-майоры. В частности, в конно-гренадерском Роппа и Казанском – по одному майору и одному секунд-майору (в остальных 13 полках секунд-майора нет). Во Владимирском – один майор и 2 шквадрон-майора, в Сибирском – один майор и один шквадрон-майор.
Бумаги военно-походной канцелярии Б.П. Шереметева (РГАДА. Ф. 20. Д. 405) включают большой массив различных прошений о производстве в следующий чин или переводе в другой полк. Особенно много документов датировано летом-осенью 1711, когда из-за потерь в Прутском походе и увольнении по окончании кампании значительного числа иностранцев оказалось свободными много штаб-офицерских вакансий. В числе прочих есть и прошение бригад-майора Людвига Шомана (Schoman) от 20 июля 1711 г. (РГАДА. Ф. 20. Д. 405. Ч. 2. Л. 195). Он служил с 1709 г. «в 1–й конной бригаде бригад-майором», «а ныне все мои братья бригад-майоры определены в полки подполковниками». Упоминание о бригад-майоре меня заинтересовало, но ничего подобного в своих документах, увы, не нашел. В имеющихся у меня многочисленных табелях русских драгунских соединений весной 1709 бригадный штаб указан только для бригады Шаумбурга, но там бригад-майора нет. Тем не менее, прошение Шомана указывает на практику введения в бригадных штабах особого чина/должности, в ведении которого, видимо, находилось бригадное делопроизводство. А просился он на должность подполковника в конно-гренадерский полк бригадира Гаврилы Семеновича Кропотова.   

четверг, 19 июля 2012 г.

Еще раз к вопросу о введении "венгерского" платья в 1700 г.


Моя рецензия на статью Шаменкова (ссылка) вызвала неоднозначную реакцию, и по просьбе К. Нагорного на зеленом форуме была открыта отдельная ветка для обсуждения вопроса с "венгерским" платьем (ссылка). Однако содержательной дискуссии у «форумных экспертов», к сожалению, как обычно не получилось. Между тем, тема введения "венгерского" платья оказалась занятнее, чем я изложил в своей рецензии.
Ниже приведен отрывок из 1-го тома Русского военного костюма (сс. 37-41), посвященный введению "венгерского" платья. Данный текст представляет собой посмертную публикацию авторского варианта С. Летина без каких-либо правок. Примечательно, что данная работа использовалась С. Шаменковым при подготовке его статьи (ссылки 8, 12, 18 и 45), однако отмеченные мною явные хронологические неувязки не были им учтены. Итак...
Летин С. Петровская реформа костюма 1698-1725 (отрывок)
4 января 1700 года Петр издал Указ предписывавший «Боярам и Окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Стряпчим и Дворянам Московским и Дьякам и Жильцам и всех чинов служилым и приказным и торговым людям и людям Боярским, на Москве и в городах, носить платье Венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку,  а исподние короче верхних,  тем же подобием; и то платье кто успеет сделать носить с Богоявленьева дни (6 января - С.Л.) нынешнего 1700 года; а кто к тому дни сделать не успеет, и тем делать и носить с нынешние сырные недели (начало февраля - С.Л.)».[i] Нетерпеливый Петр определил в Указе явно нереальные сроки его выполнения.

вторник, 10 июля 2012 г.

Austrian army in 1719/20: regimental staffs, salaries, portions


Etats of the Kaisers regiments in 1719/1720 from: Corpus iuris militaris des Heil. Röm. Reichs: worinn das Kriegs-Recht sowol der Röm. Kayserl. Majestät, als auch ... enthalten ist : nebst einem Elencho, dienlichen Summarien und Marginalien, auch vollkommenen Register. Vom Reichs-Kriegs-Rechte insonderheit. B. 2. Lankisch, 1723. SS. 734-740

Regiment zu Fuss
CLICK TO ENLARGE

воскресенье, 8 июля 2012 г.

Krolewicza Dragoons (Polish army in the War of Polish Succession)


Chief of Krolewicza Dragoons GM Jean de Freneuse
& private of the same regiment
Drawing by B. Gembarzewskii

Dragoons of Royal Prince (Krolewicza in Polish) was created in 1717 from dragoon regiment of podstoli litewski & dragoon squadron of Krolewicza. Regiment got 3rd (after Crown Guard & Krolewej/Queens) seniority among dragoons.
First chief was general-major Jean-Batist de Freneuse, colonel G. Stepfens. According to Gembargewski & his Rodowody pulkow polskich… since 1726 the chief was Skórzewski Fryderyk Franc. (general-major, podczaszy li­tewski). Since 23.IX.1759 - Skórzewski Franc. (gen. lejtn. 1761), in December 1773 - Czapski Antoni, gen. mjr.
The image at the left presents Royal Prince Dragoons around 1732 in the uniform of the Saxon pattern of 1729. It was introduced in the Polish Crown army around 1730 & was evidently in use till 1764.
In 1776 the regiment was converted into 3th Foot regiment (regiment pieczy Krolewicza)

Мегорский Б.В. "Подробное описание полков, занятых в осаде Нарвы" 1704 года (на правах рецензии)


Продолжу «благодарное» дело рецензий. С одной стороны все признают, что критичные оценки публикуемых материалов нужны, с другой – не все готовы конструктивно их воспринимать, а некоторые (как например известный многим Виталий Пенской) – вообще предпочитают воспринимать подобные материалы исключительно в духе «теории заговоров» и каких-то мифических межличностных счетов и "разборок". В чем-то он конечно прав: так уж получилось, что круг исследователей и авторов, занимающихся интересующим меня периодом (вт. пол. 17 – пер. треть 18 вв.), довольно узок, и все тем или иным образом знакомы друг с другом. Итак…
На сайте интернет-проекта «История Военного Дела: исследования и источники» опубликован материал Б. Мегорского, представляющий собой публикацию документа о составе русской армии под Нарвой в 1704 г. с авторскими комментариями (ссылка). Введение в оборот (публикация) любого нового документального источника, пусть и нарративного, дело полезное. Однако, к сожалению, подготовка автором введения и комментариев исключительно на базе опубликованных исследований (Рабинович и Зезюлинский) без какой-либо попытки их критического анализа и проведения дополнительного исследования, привела к большому количеству неточностей и ошибок в атрибуции полков и документов.

вторник, 3 июля 2012 г.

Шаменков С.И. Венгерское платье пехотных полков армии Петра Великого (на правах рецензии)


На сайте интернет-проекта «История Военного Дела: исследования и источники» опубликован материал С. Шаменкова о венгерском платье русских пехотных полков начального периода ВСВ (ссылка). Около полугода назад я редактировал первоначальный вариант данной статьи для одного из российских военно-исторических журналов, и с того момента текст автором был существенно доработан. Тем не менее, целый ряд существенных, на мой взгляд, замечаний так и остался неотраженным.
Т.н. «венгерское» платье было введено указом от 4 января 1700, по которому всему населению, кроме духовенства и крестьянства, было вменено «носить платье венгерское: кафтаны верхние — длиною по подвязку, а исподние — короче верхних, тем же подобием». Образцы нового платья должны были быть представлены на специальных чучелах около городских ворот. К сожалению, сами образцы или их достоверные рисунки и описания не сохранились. При этом образцовые «венгерские» кафтаны для армии были пошиты по указу от 17 мая 1700. В материале Шаменкова данный документ упомянут лишь вскользь (с. 426), т.к. не укладывается хронологически в предлагаемую автором версию. Согласно этому указу было изготовлено по 15 образцовых «французских» и «венгерских» кафтанов, из которых были выбраны «венгерские» как более дешевые и привычные. Утверждение данного решения, видимо, произошло через несколько дней, точная дата неизвестна. Необходимо также добавить, что, например, указ о строении образцовых женских «портищ» и размещении их «у Белого города и Китая по воротам» был издан лишь в июле 1700 (Описание документов и бумаг МАМЮ, Кн. 5, Ч. 2, с. 23). Таким образом, вероятнее всего, образцовые мундиры по указу от 4 января 1700 были изготовлены не ранее мая 1700 г.

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Staff of the Russian Foot regiments 1705-1711.


In the end of 1704 GFM O’Gilvy proposed a new staff of foot regiments of 9 coys: one of grenadiers & 8 musketeers. New staff was implemented in March-May of 1705. By 4th June 1705 all regiments of the Main army were of 9 coys, except of both Guards, Ingermanland & O’Gilvy Foots (last 2 were of a grenadier & 12 musketeer coys). This staff was in force till February 1711 when a new one was introduced.  
Rank
Чин
Grenadier company
Musketeer company
Total in regiment
Captain
Капитан
1
1
9
Lieutenant
Поручик
1
1
9
Ensign
Прапорщик
-
1
8
Sergeant
Сержант
1
1
9
Junior ensign
Подпрапорщик
-
1
8
Fourier
Фурьер
1
1
9
Company scriber
Ротный писарь
1
1
9
Drummer
Барабанщик
2
3
26
Batman
Ротный денщик
2
3
26
Corporal
Капрал
4
8
68
Gefreitor
Ефрейтор
8
12
104
Private
Рядовой
79
119
1031
Total
Всего
100
150
1300
Штатная организация пехотного полка русской армии 1705-1711.
Осенью 1704 Огильви были сделаны ряд предложений по реорганизации русской армии. В частности, в своем письме Петру I от 12 октября 1704 им были предложены новые штаты пехотных полков. Каждый полк должен был состоять из 1 гренадерской и 8 фузилерных рот, сведенных в 2 батальона, общей численностью 1 364 (вкл. 1 350 чел ротных чинов). Каждая рота должна была насчитывать по 150 чел: капитан, поручик, прапорщик, сержант, подпрапорщик, фурьер, писарь, 6 капралов, 12 ефрейторов, 3 барабанщика, 3 денщика и 119 рядовых. Уже 8 ноября 1704 Огильви предлагал Царю дальнейшие меры по повышению боеспособности армии, в частности увеличить количество рядовых и капралов в роте до 150 чел, «чтобы равнялись неприятельским [пехотная рота шведской армии насчитывала 6 капралов и 144 рядовых – прим В.В.] в числе людей». Однако в итоге были утверждены штаты, по которым гренадерская рота насчитывала 100 чел., а мушкетерские (8) – 150 чел, всего 1 300 строевых в полку (см таблицу в верхней части поста). Эту же организацию и численность указывает и Витворт в своем письме от 14 марта 1705 г.
Ниже приведен текст документа с описанием новых штатов из фонда Кабинет Петра Великого РГАДА (Ф. 9. Отд. II. Д. 4. ЛЛ. 231-234 об.). Ранее его текст был опубликован Зезюлинским (СС. 94-95) без указания источника и контекста. В документе, подготовленном 16 июня и подписанном Репниным 19 июня 1705, идет речь об организации и численности полков главной армии, сконцентрированных к июню 1705 около Полоцка. В частности, в приводимом документе упоминается 11 полков, зимовавших с Шереметевым во Пскове и Витебске («были во Пскове»), на тот момент в них был различный состав. Но уже к апрелю они были переброшены в Полоцк, где и были переформированы по новым штатам. Согласно табели численности 25 пехотных полков от 4 июня 1705 (также есть в материалах РГАДА, позднее перепечатаю и выложу в блоге) к этой дате они все уже были приведены к 9-ротной организации (кроме гвардии, Ингерманландского и Огильви). Табель 4 июня дана по чинам, и по кол-ву офицеров ротного штаба четко видно кол-во рот в полку. Кроме этого, в РГАДА (Ф. 20. Д. 16. Ч. 2) также лежат ведомости более десятка полков за апрель-май 1705, где также видна 9-ротная организация, хотя ранее они были по 10-12 рот.