среда, 31 декабря 2014 г.

Happy New Year!!!

По уже фактически сложившейся традиции, последним постом в уходящем году я подвожу свои скромные итоги 2014 г. За год у меня опубликованы 5 работ:
- Великанов В.С., Мехнев С.Л. Курляндский поход Шереметева и «упущенная виктория» при Мур-музе (Гемауэргофе) 26 июля 1705 г. // Военно-исторический журнал "Старый Цейхгауз". № 57 (1/2014). М. 2014. СС. 70-80. (анонс см тут: ссылка)
- Великанов В.С. К вопросу об офицерском корпусе русской армии накануне и на начальном этапе Великой Северной войны. // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Пятой Международной научно-практической конференции, 14-16 мая 2014 года. СПб.: ВИМАИВиВС, 2014. С. 338-354. (полный текст см тут: ссылка)
- Великанов В.С. Участие русских войск в боевых действиях на территории Польши и Литвы в 1702-1704 гг. // Wybrane problemy badawcze historii wojskowej (ed. Kościelniak K. i Pilarczyk Z.). Torun, 2014. S. 129-162.

вторник, 30 декабря 2014 г.

Походы Карла XII. Том 2. Западная Двина и Клишов.

В конце года вышел, наконец, русский перевод еще двух глав шведского издания "Карл XII на поле боя" (Karl XII Pa Slagfaltet. Stockholm, 1918-1919), посвященных форсированию шведской армией Двины в 1701 г. и сражению при Клишове в 1702 г. Перевод, редактура, комментарии к Клишову и статья по польской армии - Олег Шолин, иллюстрации - Андрей Каращук, карты - Илья Кудряшов. Я выступил в роли одного из редакторов и авторов комментариев к главе по Двине, и подготовил статью об организации и численности саксонской армии в 1700-1702. Источниками стали неопубликованные архивные материалы с полными штатами саксонской армии, плюс опубликованные исследования, включая работы по саксонской гвардии и ланд-милиции (defensionwerk). Это позволяет существенно дополнить и расширить материалы, собранные в свое время Дэном Шором. 
Впереди - третий том, в нем будут Фрауштадт и Мур-муза. 

Том 1. Зеландия и Нарва. (ссылка)

Приобрести оба тома можно на сайте "Imperia books" (ссылка) и "Кордегардия" (ссылка).

суббота, 27 декабря 2014 г.

И еще раз о "венгерском платье", теперь в январе 1700 г.

На зеленом форуме выложили еще один источник, в котором упоминается "венгерское платье", причем в январе 1700 г. (предыдущие серии о "венгерском платье" см. здесь: ссылка 1ссылка 2).
Источник: Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Т. 1. СПб., 1861. С. 169.
К сожалению, хоть какого-то критического анализа данного документа сделано не было, вместо этого была радость от "обретения неоспоримого доказательства" наличия "венгерских" кафтанов в новоприборных солдатских полках. Попробуем все-таки разобраться в данном источнике, итак, что мы имеем:
- это пересказ бранных речей монаха Богоявленского монастыря, т.е. бытовой нарратив человека, не имеющего отношения к военному делу и к армии. Дата - 20 января 1700 г. 
- упоминаются даточные, набираемые по указу от 17 ноября 1699 г., более того, монах бранился с монастырским конюхом, который собирался поступить в даточные солдаты
- упоминаются "венгерские кафтаны", которые якобы "уже даны" новоприборным даточным, а также "немецкие кафтаны", которые "государь... солдатам и вам наделал".

В общем, как говориться "сало, мед, *овно и пчелы" в одном флаконе. Можно было бы всерьез на этом "потоке сознания" не останавливаться, но, повторюсь, уж больно многие читатели зеленого форума по-настоящему уверовали в "обретение неоспоримого доказательства". Поэтому - придется разбираться по-пунктно. 

Начнем с даточных. Набирали их по указу от 17 ноября 1699 г., по которому даточных брали "с святейшего патриарха и совластей и монастырей и с церквей, за которыми есть крестьянские дворы, и с царевичей и с бояр и окольничьих и думных и ближних людей". Т.е. Богоявленский монастырь в явном виде попадал под поставку солдат. Другое дело, что в монастыре решили вместо крестьянина поставить конюха (по указу можно было и крестьян и дворовых и деловых - на выбор), а возможно тот и сам вызвался - все-таки обещали жалование в 11 рублей. Теперь давай-те разберемся, на каких условиях этих даточных набирали:

понедельник, 22 декабря 2014 г.

Toulon fortifications in 1707 (Siege of Toulon 1707, part IV)

Toulon fortifications in 1707
from Kloot's drawing
(CLICK TO ENLARGE)
Toulon in 1707 was a well-fortified town with a modern earth wall with 7 bastions. They were well-armed with cannons from disarmed ships of Toulon squadron (link). There were two gates, one (St. Lazare) between Minims & St. Bernard bastions, & the other (New) between Royal & Arsenal bastions.   
Toulon fortifications (see at the left):
A - Mimins bastion
B - St. Bernard bastion
C - St. Ursule bastion 
D - De la Fonderie (Foundry) bastion
E - Royal bastion
F - Arsenal bastion
G - Du Marais a Gauche
H - batteries at New Dock
I - batteries at Old Dock
J - Ponche-Rimade bastion
K - earth redoubt at Minims bastion
L - entrenched field camp
Toulon bastion's armament in 1707 (from east to west):
Bastion
On bastion
On curtain
Mortars
Bullets
Bombs
Minims
22 24-pdr
9 24-pdr
2 16-inches
3100
400

суббота, 20 декабря 2014 г.

Прогулка по Лазурному берегу: кампания в Провансе и осада Тулона союзниками в 1707 г.

Несколько лет назад я подготовил статью о кампании 1707 г. и осаде Тулона союзниками. Первая часть этого материала была опубликована в журнале «Воин»: Великанов В.С. Прогулка по Лазурному берегу: кампания в Провансе и осада Тулона союзниками в 1707 г. (Ч. 1) // Военно-исторический журнал «Воин». 2011. № 14. С. 30-34. К сожалению, издание журнала прекратилось именно на этом номере, и по соглашению с издателем «Воина» я решил выложить здесь у себя в блоге полною версию.
Port de Toulon, 1707
by Nicolas Guerard
(Biblioteca Nacional de Portugal, link)
Данная статья посвящена одному из эпизодов войны за Испанское наследство 1700-13 годов – летней кампании союзников на Лазурном берегу и осаде Тулона в 1707 году. После поражения под Турином в 1706 французы эвакуировали свои войска из Северной Италии, оставив лишь гарнизоны в занятых ранее Ницце и Сузе. Перед началом 1707 у союзников было два варианта развития наступления на этом фронте: на Тулон и в Савойю (Савойское герцогство являлось частью Пьемонта, и было утрачено в ходе кампаний 1702-3 годов). На последнем варианте настаивал савойский герцог Виктор Амадей. Великобритания и Голландия предлагали наступление вдоль побережья Лигурийского моря для занятия Тулона, главной французской военно-морской базы в Средиземноморье. Взятие этого города позволяло решить сразу несколько задач: уничтожить материальную базу французского флота, обеспечить господство союзной эскадры в Средиземном и Лигурийском морях, обеспечить поддержку сухопутным операциям в Испании. Учитывая зависимость Пьемонта от британских и голландских субсидий, союзниками в итоге был выбран второй вариант. Определенную роль также сыграла имевшаяся у союзников информация о слабости укреплений Тулона.

среда, 17 декабря 2014 г.

Wismar's fort Wallfisch - a prototype of Cronslot

"Plan von den so genannten Fort Wallfisch" , (Frederik den Femtes Atlas, Bd. 30)
Wallfisch island is situated in the Wismar's harbor in about 4,5 km to the north from Wismar. It's size is about 560x300 meters. The fort was built in 1682-1696 after Eric Dahlberg's project. Russian historians Bogdanov & Malova states that Wallfisch was a prototype for Cronslot fort built on Retusaari in 1703-04.

Висмарский форт "Кит" (Wallfisch) - прототип Кроншлота.

Fort Cronslot
В сборнике конференции "Петровское время в лицах - 2013" опубликована статья В.И. Богданова и Т.И. Маловой "Форт Wallfisch как прототип петровского Кроншлота" (ссылка). В этой работе авторами приведен фрагмент публикации князя А.Д. Кантемира в переводе Ю.Н. Беспятых: "Она [крепость Кроншлот] устроена по образцу столь некогда превосходной морской крепости Wallfisch, стоявшей в гавани Висмара". Форт "Кит" (Wallfisch) был построен в 1686-92 гг. по проекту Эрика Дальберга на одноименном острове, расположенном в висмарской гавани в 4,5 км к северу от города. Очевидно, что при проектировании и строительстве Кроншлота у него должен был быть какой-то прототип, и не обязательно, чтобы новый форт полностью соответствовал своему предшественнику. И я соглашусь с авторами статьи, что висмарский "Кит" лучше всего подходит на эту роль.  

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Мегорский Б.В. Групповой портрет на фоне крепости: командный состав русской армии под Нарвой в 1704 г. (на правах рецензии)

На сайте Эрмитажа выложили материалы конференции «Петровское время в лицах – 2013: К 400-летию Дома Романовых» (ссылка). В числе прочих статей в сборнике приведена статья Б.В. Мегорского «Групповой портрет на фоне крепости. Командный состав русской армии под Нарвой в 1704 г.». Разумеется, я не мог пройти мимо данной работы. Начало статьи на странице 231 мне очень понравилось, про несостоявшийся портрет написано очень красиво и живо. Дальше автор обозначает целью своей статьи «рассмотрение группы военно-начальников и их коллективного опыта как критерия оценки квалификации». Посмотрим, удалось ли Мегорскому провести необходимый анализ и нарисовать «групповой портрет» русского генералитета под Нарвой?

К сожалению, автором ничего не сказано об организации и структуре управления русской армией под Нарвой. Между тем данная информация критично важна для понимания взаимоотношений среди генералитета и модели управления войсками под Нарвой. Дело в том, что указ о единоначалии (точнее – «О порядке подчиненности военных чинов с приложение порядка генеральному уряду») был издан только в декабре 1705. До этого армия состояла из нескольких корпусов/воеводских полков, командующий каждого из которых подчинялся только царю Петру I. Т.е. фельдмаршалу Б.П. Шереметеву подчинялись только войска «Большого полка» на псковском направлении (что, кстати, было оговорено в царском указе о его назначении). Прочие командующие, несмотря на то, что были ниже его по званию (например, генерал Репнин в Новгороде), ему не подчинялись. Осадная армия, собранная под Нарвой в 1704 состояла из нескольких независимых корпусов: отряда ладожского воеводы П.М. Апраксина, генеральства А.И. Репнина и «Большого полка» Б.П. Шереметева. Оставленный Петром за командующего Огильви с первых дней столкнулся с тем, что командиры корпусов отказывались взаимодействовать друг с другом и не исполняли его указы («должного послушания не показывают»), причем даже в боевой обстановке («повинной должности против неприятеля не исполняют»).  Единственным, чьи авторитет и приказы признавались всеми беспрекословно, был Петр I, и именно под его командованием осада была успешно завершена. Эти «штрихи» являются важным дополнением к «групповому портрету», но, к сожалению, Мегорским об организации и структуре управления не сказано ни слова.

пятница, 12 декабря 2014 г.

Siege of Wismar, 15 Oct - 14 Dec 1675

Belagerung von Wismar by Romeyn de Hooghe
Siege of Wismar by E. Dahlberg
Wismar was held by a Swedish garrison under command of faltmarskalklojtnanten (GFML) Gustav Wrangel af Adinal, general-governor of Swedish Pomerania & commandant of Wismar (since 4 Aug. 1674). It was about 2,500 with 45 cannons.
- Upplands Foot, ofverste graf Gustaf Carlson, 8 coys (72 officers & NCOs, 51 corporals, 32 drummers, 788 soldiers)
- Jamtlands Foot, ofverstelojtnant Lars Axel Morner af Tuna, 4 coys (36 officers & NCOs, 24 corporals, 12 drummers, 329 soldiers)
- city militia, ofverste Gustaf Tungel, 5 coys (ab. 1000)
- detached reitars & dragoons, ofverste Henneman, ab. 200

Danish troops approached Wismar on 15 October 1675. The siege army was about 13,500 men with 44 (41) siege cannons & 6 mortars under command of King Christian V. According to Vaupel, the Danish BO was the following:

воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Reich troops in the war with Ottomans 1663-64

German states provided a significant amount of troops to Emperor in 1663-64 (both Kreis & Auxiliary troops):
Bavarian Circle:
- regiment zu Fuss GWM Ferdinand Freiherr von Puech (10 coys, 1420 men; coys 1-7 were from Bavarian von Puech regiment)
- squadron zu Pferde Nicola (Oberstleutanant Nicolaus Honing; 3 coys, 300)
In addition Salzburg provided Emperor an auxiliary regiment zu Fuss under Oberst Johann von Flettingen (7 coys of 150 men each; 6 - from Salzburg & one from Passau)
Burgundian Circle
- regiment zu Fuss Oberstleutanant Jean Geys (12 coys, 900)
- regiment zu Pferde Oberstleutanant Caspar Casimir von Hardunck (10 coys, 600)
Both regiments were raised by Markgraf von Baden und Hochberg.
Franconian Circle

пятница, 5 декабря 2014 г.

Siege of Trarbach, 10 April - 2 May 1734

Trarbach was a medieval castle in the Archbishopric of Trier. In 1734 it was held by a garrison of 600 Trier's soldiers under lieutenant-colonel baron Hohenfeld & 100 Austrian soldiers from Alt-Daun regiment under captain count Wurmbrand.
On 10 of April Trarbach was invested by a French vanguard under Brigadier Charles Louis Auguste Fouquet, duc de Belle-Isle with 14 companies of grenadiers (2 from Touraine, 2 - la Couronne, 2 - Vermandois, 1 - Mailly, 1 -Soissonnais, 1 - Vivarais, 1 - Beaujolais, 1 - Courten, 1 - Lenck, 1 - Rosnyvinen, 1 - Gàtinois), 2 compagnies franches (de Desthiers/Trier & Pauly) & 50 dragoons from Suze regiment. The main troops of 15  battalion (2 - Royal, 2 - Touraine, 2 - la Couronne, 1 -Vermandois, 1 - Soissonnais, 2 - Beauce, 1 - Vivarais, 2 - Courten (suisse), 1 - Lenck (allemand), 1 - Rosnyvinen) & 9 squadrons of Dragoons (3 - Mestre-de-Camp-Général, 3 - Suze, 3 - d'Harcourt) arrived on 13 April. The siege artillery was of 15 siege cannons & 14 mortars. French threw 2687 bombs & finally made the garrison to capitulate on the terms of free passage to Coblenz.

вторник, 2 декабря 2014 г.

Strength of the Russian Artillery in the siege of Narwa, 1700

Composition of the Russian artillery is described in details in Alexei Lobin's & mine article (see English summary, link). That time we didn't have the data about the strength, now I found the data. Russian artillery was of one colonel, 2 majors, 2 poruchik (lieutenant), 4 engineers, 35 bombardiers, 2 doctors, 151 gunners & 139 various artisans.   

Численность русских артиллеристов в Нарвском походе 1700 г.

Состав русской артиллерии в нарвском походе 1700 г. мы с Алексеем Лобиным детально описали в нашей статье в "Старом цейхгаузе" (полный текст - ссылка), но численность артиллеристов нам тогда была неизвестна. В своей статье 2011 г. о численности русской армии в нарвском походе я предположил, что артиллеристов было 230-250 чел. Сегодня, наконец, нашел в документах РГАДА ведомость с точным числом артиллерийских служителей и мастеровых. Итак:
"В нарвский поход… отправлено было артиллерийских служителей и мастеровых людей
Полковников иноземцев 1

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Bavarian cuirassier regiments 1701-1704

Gemeine of Arco Cuirassiers, 1702
by Anton Hoffman
At the outbreak of the War of Spanish Succession Bavaria had 3 cuirassier regiments: General de Cavalerie Johan Baptist Graf von Arco, GFML Graf von Thurn & Taxis (La Tour) & GWM Karl Johan Lothar von Wieckel von Wackerstein. Each regiment was of 12 companies in 6 squadrons. A company was of 75 men: 1 Rittmeister, 1 Oberleutnant, 1 Unterleutnant, 1 Kornett, 1 Wachtmeister, 1 Fourier, 3 Korporal, 1 Trompeter (Leibcompagnie +1), 1 Feldscherer, 1 Fahnensattler, 1 Fahnenschmied, 62 Gemeine. In April of 1701 cuirassier regiments were below authorized strength: Arco – 276, Wieckel – 275 & La Tour - 268. But by the opening of the hostilities in 1702 they reached the full staff. La Tour Cuirassier twice changed inhabers in 1702-03. First in 1702 it became obrist Gabriel Ferdinand Graf von Verita, then on 15 September 1703 – obrist Bartholomaus Graf von Costa.
The fourth cuirassier regiment was raised on 15 May 1702. Its inhaber became obrist Beit Heinrich Morits Graf von Wolframsdorff. Existing cuirassier & dragoon companies were reduced on 8 & 12 men respectively to create the new regiment, so now Bavarian cuirassier regiments became of 780 men.
Composition of the Bavarian cuirassier regiments on 1 January 1703 (list of companies):

среда, 26 ноября 2014 г.

French & Allied troops in the battle of Speyerbach, 25 November 1703

Plan de la bataille de Spire Gagnée par l'armée du Roy comandée par M. le Marechal de Tallard.
by Nicolas de Fer
(see the image in higher resolution at Gallica: link)
The battle of Speyerbach or La bataille de Spire took place on 15/25 of November 1703. Allied troops under Prince Frederik of Hessen-Cassel (later the king of Sweden) planned to relief the siege of Landau, & they took positions near Speyer waiting for reinforcements. But on 15/25 Allies were attacked & defeated by outnumbered French forces under Marshal de Tallard. See detailed description here (link).
Allied BO under Prince Frederik of Hessen-Cassel :
French BO under Tallard:

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

суббота, 22 ноября 2014 г.

French army in Flanders, April 1652

In 1652 France still continued the war with Spain (1635-59) in spite of the internal civil war (the Fronde). French army in Spanish Flanders under nominal command of Duc Orleans was of 3617 men in April of 1652.

The source: Hollandse Mercurius. 1652. S. 28

вторник, 18 ноября 2014 г.

Action at Dersunisjki on 14/24 March 1702

On 13/23 of March 1702 a Swedish detachment under colonel of Adelsfanan i Sverige och Finland Alexander Hummerhielm (link) marched from Kowno to Jezno (modern Lithuanian Jieznas) to gather supplies & take artillery & ammunition from Jezno’s castle. It composed of 130 reitars of Ostgota Ryttare in 3 coys under Rittmeisters Otto Heinrich Schulman, Anders Blumenschold & Erik Gyllenbreider. Hummerhielm was also backed by a detachment under Captain of Livgardet till fot Gustaf Henrik Siegroth with 80 foot (30 from Livgardet till fot & 50 from Upplands). On 23rd’s evening Hummerhielm came at Dersunisjki. Where he was informed that a strong Lithuanian detachment under Michal Wisniowecki was somewhere close to him, but decided to stay there for a night.

четверг, 13 ноября 2014 г.

Krolowej Dragoons (Polish army in the War of Polish Succession)

General Major Andrzej Rozycki, ab. 1741
Unknown painter
(Museum Wojska Polskiego, link)

Created in 1717 from Lubomirski Arqebusiers. It’s first chief was Podkomorzy koronnej General-Lieutenant Jerzy Dominik Lubomirski, commanding officer – colonel Andrzej Rozycki (see details about him at Muzeum Wojska Polskiego’s site, link). After Lubomirski’s death Rozycki became a new chief in 1746. Gembarzewski mentioned Joachim Fryderyk & Jan Jerzy Flemmings & Józef Mniszech as regimental chiefs, but it’s wrong.
Since 1717 the regiment composed of regimental staff & 6 coys. In 1717 it totaled 71 officer & NCO’s & 264 privates (500 porcji), then in 1733 it was of 265 men, incl. 180 privates. Later in 1750s it numbered 239-270 privates.
Uniforms of Krolowej Dragoons
in 1730-1750s
In 1789 the regiment was converted into 1st (Królowej) regiment of przedniej straży
Sources:
Wimmer J. Wojsko Rzeczypospolitej Polskiej w dobie wojny północnej 1700-1717. Warszawa, 1656.
Ciesielski T. Armia koronna w szasach Augusta III. Warszawa, 2009.
Ciesielski T. Generalowie wojska koronnego w latach 1717-1763. // Organizacja armii w nowożytnej Europie: struktura – urzędy – prawo – finance (pod red. K. Lopateckiego). Zabrze, 2011.

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Saxon troops on Rhine, 1688-1691

a. Musketier des Leibregiments zu Fuss, 1683
b. Musketier des v. Uetterodt zu Fuss, 1683
c. Musketier eines Regiments zu Fuss, 1695
(from: Friedrich W. Die Uniformen der Kurfürstlich
Sächsischen Armee 1683-1763)
.
CLICK TO ENLARGE
In 1688 Kurfurst Johann Georg III agreed to provide a 10,000 Corps to defend the Reich from French invasion (October 1688, a camp at Torgau):
Stab:
Kurfurst Johann Georg III
GeneralFeldMarschall von Flemming
GeneralLeutnant Herzog Christian von Sachsen-Weisenfels
Generalwachmeisters von Plotho & Reuss
Cavalry
- Leibtrabantengarde zu Ross, Generalwachmeister von Reitschuts, 203 men
- 4 Reiterei regiments: Leib, Haugwitz (according to Beust - Plotho), graf Bronne, Promnitz. Each regiment was of 6 coys in 3 squadrons, totaled 602 men
- Mintwitz Dragoner, 6 coys, 590 men
Infantry
- Fusstrabanten (mentioned by Schuster, but missed by Beust & Heyne)
- 6 Infanterie regiments: Leib, FML Flemming, GL Herzog Christian, GWM Reuss, graf Zinzendorff, Kuffer. Each regiment was of 10 coys in 2 battalions, totaled 1 171 men.

четверг, 6 ноября 2014 г.

Bavarian troops at Vienna, 1683

Bavarian infantry at Wien, 1683
from Munich's work (link)
(Bibliotheque nationale de France)
Kurfurst Max Emanuel agreed to provide the Emperor an Auxiliary Corps of 8,200 men: 4,800 of infantry & 3,400 of cavalry. Corps commander was Generalfeldmarschall-Leutnant Degenfeld. It composed of the following troops:
Infantrie (4): Degenfeld, Steinau, Preysing, Berlo (later Mercy) - each regiment was of 6 coys 200 men each (see more, link). First Perouse Foot was to participate in the campaign, but on 15 of July it was replaced by Preysing.
Reiterie (4): Bartls (Munster), Haraucort (Arco), Beauvau, Schutz - each regiment was of 6 coys of 101 men (see more link 1 & link 2).
Dragoner, two half (halb) regiments or squadrons: Red & Blue, each of 4 coys
Artilerie: 26 regimental pieces, 20 field pieces & 2 mortars with 1,022 horses & 287 men
Cavalry was divided into 2 brigades:
- GWM von Munster: Munster & Schutz, Blaue Dragoner
- GWM Marquis von Beauvau: Beauvau & Arco, Rote Dragoner

Source: Staudinger's Geschichte der kurbayerischen Heers unter Kurfurst Max II. B. 1. S. 159-161

понедельник, 3 ноября 2014 г.

Saxon officer of Prinz Carl Chevaulegers, 1745-1756

Unknown Saxon officer
(link)
Villa Nuova Fine Arts collection contains a small portrait miniature of unknown officer in green dress (link). I assume, that it presents an officer of the Saxon Prinz Carl Chevaulegers. It was raised in 1733 as mounted jagers, since 1735 - Prinz Carl von Sachsen Chevaulegers, since 1758 - Duke Carl von Kurland Chevaulegers. According to Wolfgang Friedrich' Die Uniformen der Kurfurstlich Sachsischen Armee the regiment wore in 1745-67 green coats with red cuffs & collar, yellow buttons, red camisole (see the image below). He mentions that an epaulet was introduced in chevaulegers in 1756 (Prinz Carl regiment had the epaulet of gold lace & yellow metal). So, the portrait evidently was made pre-1756.
The officer's coat is decorated with gold lace. It was a common practice that time.
Colonel (1756) & Standartenjunker (1748) of Prinz Carl Chevaulegers
Drawings from Friedrich's Die Uniformen der Kurfurstlich Sachsischen Armee

суббота, 1 ноября 2014 г.

Images of the Grand Ducal Radzivill Family

Janusz Radziwill
(link)
  • Icones Familiae Ducalis Radivilianae ex originalibus in Ganzophylacio ordinationis desumptae (Images of the Grand Ducal Radzivill Family from the originals in the Treasury Collection) is an album containing 165 portraits of the members of the Radzivill family from the period 1346–1780. The Radzivills produced more outstanding political, church, military, and cultural figures than any other family in the history of the Grand Duchy of Lithuania. At the height of its power in the 15th century, the duchy ruled over the territory of present-day Belarus, Latvia, Lithuania, and Ukraine, and parts of Estonia, Moldova, Poland, and Russia. The Radzivills were at all times the wealthiest family in the duchy and the owners of extensive estates in present-day Belarus, Lithuania, Ukraine, and Poland. The portraits in this album are replicas of those from the Radzivill Gallery in Nesvizh, Belarus. Hirsz Leybowicz (1700–post 1785), an engraver at the Radzivill printing house in Nesvizh, was one of the artists who created the portraits. He also designed the Radzivill coat of arms, three ex-libris bookplates for the Nesvizh library, and engraved the map of the locations of the Lithuanian Bernardine monasteries. Fifty copies of the album were printed in 1758. The only extant copy of that edition located in Belarus is in the National Archive of Belarus. Presented here is the second edition, published in 1875, one of three copies held by the National Library of Belarus. (link to the source)

четверг, 30 октября 2014 г.

Austrian army in 1677

According to Hollantse Mercurius (volume of 1677 S. 181) Austrian (Kayserlich) army contained in 1677 of 18 regiments & 40 new-raised companies of Cuirassiers, 4 regiments of Dragoons, 3 regiments & 40 new-raised companies of Croats, 20 regiments of foot - totaled about 69,200 of authorized strength. 
CLICK TO ENLARGE

понедельник, 27 октября 2014 г.

Dutch & French fleets in the battle of Tobago, 22 March 1677

Dutch squadron under commodore Jacob Binckes was of 3 ships-of-line (top 3 in the table below), 5 frigates, 3 armed merchants (the last 3), a brander (De Zaeyer) & a yacht (De Fortuyn)
 Ship
Captain
Cannons
Crew
Bescherminge
Jakob Binckes
50
153
Provincie van Zeelant
Pieter Constant
44
118
Huis te Kruiningen
Roermer-Vlack
56
128
Middelbourg
Jan Swart
36
83
Wapen van Leyden
Galtje Galtjes
34
73
Popjesburgh
Pieter Stolwijck
24
52
De Goude Star
Pieter Cooreman
28
74
L’Alcion (ex-French)
Cornelis Stolwijck
24
25
Duc de Jork
Fredrick Sweers
26
35
De goude Munnick
Dirck Schoen
31
25
De Sphaera mundi
Wylof Langerys
12
20
French fleet under D’Estrees was of 6 ship-of-line (top 6 in the table below), 4 frigates, one brander & some other smaller ships. There about 4,000 men on the ships, inl. 9 companies of soldiers (450) & about 400 volunteers.

суббота, 25 октября 2014 г.

Strength of the Ottoman Sipakhi cavalry in 1709 by A.Hill

Turkish Sipakhi's cavalrymen around 1707-08
Engraving by Gerard Scotin (source
British traveler Aaron Hill stated that there were 2 504 Zaims & 51 579 Timars in 21 provinces by 1709. The average number of Jabelu’s armed men per Timar was 3, per Zaim – 10. So, it gives about 180 000 of Sipakhi (Timariot) mounted troops. See also Marsiglie's data of around 1680 (link)  

Province
Zaim
Timar
1
Anatolia
629
8570
2
Caraman
73
2165
3
Diarbekir
118
873
4
Scham
128
560
5
Sivas
108
3029
6
Erzurum
122
5548