пятница, 18 августа 2017 г.

Романов М.Ю. Несколько комментариев к исследованию А.Е. Писарева о боеготовности московских стрельцов

В продолжение вчерашнего обсуждения диссертации А.Е. Писарева (ссылка) материал автора нескольких работ по московским стрельцам М.Ю. Романова с замечаниями, касающимися наименований и иерархии московских стрелецких приказов во вт. пол. XVII в.

НЕСКОЛЬКО КОММЕНТАРИЕВ К ИССЛЕДОВАНИЮ АЛЕКСЕЯ ПИСАРЕВА О БОЕГОТОВНОСТИ МОСКОВСКИХ СТРЕЛЬЦОВ
Не будет преувеличением сказать, что для изучения  истории московских стрельцов  новое исследование Алексея Писарева, опубликованное весной этого года на сайте РГГУ, явилось  знаковым событием (Писарев Алексей Евгеньевич. Боеспособность московских стрельцов во второй половине XVII - начале XVIII в.; ссылка). Знаковым в том смысле, что оно высветило всю полноту историографических пробелов, существующих по данной теме. Отставляя за рамками основную проблематику работы, хотелось бы высказать несколько комментариев по некоторым частным вопросам, наиболее полно иллюстрирующим высказанную выше мысль.
В первую очередь, необходимо подчеркнуть несомненную значимость целого ряда архивных источников, впервые введенных автором в научный оборот. Из них первостатейное значение имеют документы  1655 г., раскрывающие один из этапов реорганизации  стрелецкого гарнизона Москвы (С. 71-72). В тоже время из приведенных данных совершенно неясно какие задачи (кроме доукомплектования) ставило правительство, формируя подразделения нового штатного состава – «тысячные» и «семисотные». 

четверг, 17 августа 2017 г.

Писарев А.Е. Боеспособность московских стрельцов во вт. пол. XVII - нач. XVIII в. (на правах рецензии)

В мае этого года состоялась защита одной очень занятной диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Писарев Алексей Евгеньевич. Боеспособность московских стрельцов во второй половине XVII - начале XVIII в. Объявление о защите и все материалы см здесь: ссылка; сама диссертация здесь: ссылка. Пройти мимо такой работы было просто невозможно. Начнем с того, что сама тема очень спорная и дискуссионная. Что такое "боеспособность"? Как ее измерять? Где линейка? Тем более, когда речь идет о таком все еще недостаточно изученном периоде российской истории, как вт. пол. XVII в., и более того - о стрельцах. Общих исследований очень мало, и любой, кто берется за любую обобщающую работу, очень рискует. Официальными оппонентами Писарева выступили к.и.н. Г.А. Санин и к.и.н. О.А. Курбатов, оба очень заслуженные исследователи и признанные эксперты по данному периоду. Защита состоялась в мае 2017 г. в РГГУ. В принципе, сам факт защиты и наличие фамилий Г.А. Санина и О.А. Курбатова уже само по себе должно служить своего рода подтверждением качества данной работы. Однако более детальное знакомство с текстом диссертации и отзывами оппонентов мягко (!) говоря вызывает вопросы... Собственно все основные замечания к диссертации приведены в отзывах Г.А. Санина (ссылка) и О.А. Курбатова (ссылка). Замечаний много, и их можно разделить на три категории:
1. Слабое знание источниковой базы
2. Недостаточный анализ источников и историографии и, как следствие, ошибочность или недостаточная обоснованность многих тезисов и выводов
3. Неполнота или некорректность приведенных фактов
В принципе, любое из них звучит как приговор, ставящий под сомнение и саму научную ценность работы и готовность ее к защите на соискание ученой степени кандидата наук. Тем не менее, несмотря на такие отзывы официальных оппонентов, защита прошла успешно...

Пойдем по пунктам: слабое знание источниковой базы. Здесь можно выделить целый ряд очень серьезных замечаний, которые вообще то не должны встречаться в диссертациях на соискание ученной степени кандидата наук:

вторник, 15 августа 2017 г.

Портреты русских вельмож XVII в.

Франц Лефорт в 1698 г. Худ. М. ван Мюссер
(Женевский музей искусств и истории)

Frans Le Fort (1698). By Michael van Musscher
(Musee d'art et d'histoire de Geneve)
Случайно наткнулся на интересный материал о портретах русских вельмож в XVII в. Некоторых моментов не знал и раньше не видел. Например, история аж о трех портретах Петра Потемкина. Или портрет Ф. Лефорта из женевского музея - насколько я помню, этого портрета не было в статьях Абрамова в СЦ, также как и одного из Потемкиных. В общем, надеюсь эта ссылка будет полезна (ссылка)

вторник, 1 августа 2017 г.

Новые статьи о Северной войне и не только

Продолжу благодарное дело рецензирования, благо на зеленом форуме за последнее время выложили сразу несколько статей по интересующим меня темам и периодам:

Приймак Ю.В. Кубанский поход войск П.М. Апраксина 1711г. (из истории Османо-Российских войн 1710-1713гг.) (ссылка) - статья очень понравилась. До этого о Кубанском походе мне была известна только статья Бранденбурга "Кубанский поход 1711 г." (см текст здесь: ссылка). Приймак вводит новые сведения и дополняет материал, которому уже больше 150 лет. Жаль только, что автор опубликовался в каком-то мутном издании «Научные проблемы гуманитарных исследований» 

Рахаев Дж Я. Северный Кавказ в русско-турецких отношениях в годы северной войны (1700-1721) (ссылка) - еще одна статья "около" Кубанского похода, но в отличии от Приймака очень общая по содержанию. Особенно порадовала ссылка на один конкретный лист из архивного дела РГАДА, причем оформлена она неверно. Как-то невольно возникают подозрения о том, что эта ссылка "позаимствована" из какой-то опубликованной работы. 

Максимов К.Н. Военная интеграция калмыков с донскими казаками в первой четверти XVIII века (ссылка). ТРЕШ и УГАР... Позволю себе процитировать несколько избранных мест из этой работы, которые касаются участия калмыков в Северной войне, причем не просто участия, а на КЛЮЧЕВЫХ ролях, итак:
- в январе 1701 г. в Москве состоялся смотр Петром I 30-тысячного калмыцкого-татарского войска (с. 3) - а Петр-то сам об этом знал? ))) Причем из этих 30 тыс. в боевых действиях приняли лишь 1,6 тыс. (там же) - а где остальные, потерялись на улицах Москвы? ))))
- сведения об участии калмыков в кампаниях в Прибалтике взяты... из Соловьева!!! (с. 3-4) Уже много лет как доступны и Волынский и Военно-походный журнал Шереметева - но Максимов использует полу-нарративного Соловьева. 

воскресенье, 30 июля 2017 г.

Mecklenburg troops in Russia, 1719-1725

In April of 1719 the remains of the Duke Carl Leopold's army left Mecklenburg (read more about them here: link) & marched to Russia, where they entered Russian service & were garrisoned in Ukraine. These troops were called "Mecklenburg Corps". On 25 April of 1719 it numbered 1.819 men (129 officers, 198 NCOs, 1492 other ranks). It consisted of 3 mounted & 3 foot regiments:
Leibregiment zu Pferde, disb. by 07/1719
- Obrist Lilienstreng Dragouner
- Mecklenburg Dragouner (ex-Vietinghoff), by 08/1721 vacant, in 1725 - Gen. Major v. Vietinghoff
Gen. Major v. Flohren Infanterie, 08/1721 Obrist Ferdinand von Zülow, 
- Brig. Philipp Detloff von Kahlden Infanterie, by 10/1719 reduced to 2 coys & combined with remains of Zulow Infanterie Battalion
- Obrist Kraft Infanterie, since 07/1719 vacant (under command of Obrist-Lieut. v. Schack)    
Source: Егоров В.И. Мекленбургский корпус в 1719 г. О составе и наименованиях полков (link)

Мекленбургский корпус в 1719-25 гг. 

В дополнение к ранее приведенным сведениям о мекленбургских войсках и их судьбе в 1719 г. (см подробнее: ссылка) необходимо также упомянуть о материале В.И. Егорова "Мекленбургский корпус в 1719 г. О составе и наименованиях полков" (ссылка). Собственно краткий пересказ приведен в англоязычной части поста, а детали табелей вы сами можете посмотреть по ссылке. 

вторник, 25 июля 2017 г.

Немного о выборах Д. Многогрешного гетманом в 1669 г.

Продолжаю с интересом изучать малороссийские сюжеты вт. пол. XVII в. В частности, обстоятельства избрания Демьяна Игнатьевича Игнатовича по прозвищу «Многогрешный» гетманом на Глуховской Раде 1669 г. Я не буду вдаваться в подробности бунта И. Брюховецкого и всех перипетий 1668 г. – это тема для отдельного очень непростого исследования. Меня уже довольно давно интересует вопрос легитимации выборов гетмана, и в этом смысле пример Многогрешного довольно показательный.
Итак, к началу 1669 г. Левобережье состояло из 11 полков (в феврале 1668 г. И. Брюховецкий выделил Новгород-Северский в отдельный полк, которым наградил полковника Рубана-Урбановича). На Глуховской раде в марте 1669 г. приняли участие представители всего 6 полков: Нежинского (полковник Филипп Уманец), Стародубского (полковник Петр Рославченко), Переяславского (полковник Иван Конакозный), Киевского (полковник Констянтин Солонина), Прилуцкий (наказной полковник Михайло Кияшко), и Черниговского (собственно сам Многогрешный, точнее – будущий гетман Иван Самойлович). Остальные полки (4; Новгород-Северский полк фактически был занят русскими войсками) отказались признавать Многогрешного гетманом и присылать своих представителей на Раду. Собственно, это не является открытием – Многогрешный изначально мог опираться только на Северщину, старшина остальных полков «была в нем до конца не уверена».  

пятница, 21 июля 2017 г.

пятница, 14 июля 2017 г.

Русские ратные люди вт. пол. XVII в.

Один знакомый задал вроде бы простой вопрос: а из каких категорий служилых людей состояли вооруженные силы Российского государства во вт. пол. XVIIв.? Я начал ему подробно рассказывать про категории и страты служилых людей - и чувствую, что устно все вариации объяснить довольно сложно. В общем, родилась вот такая картинка:
Нажмите для увеличения
Безусловно, схема носит очень общий характер, и имелось очень много исключений, но она дает базовое понимание основных военно-служебных страт. 
Вопросы, замечания, коментарии - welcomed. 

воскресенье, 9 июля 2017 г.

Army of Munster in 1713 (detailed account)

Francis Arnold von Wolff-Metternich
Prince-Bishop of Munster 1706-1718
Army of Bishopric of Munster in 1713 composed of 23 coys, totaled about 1.500 men:
- Foot regiment GM Georg Livin von Nagel (8 coys)
- Foot regiment Obrist August Graf zur Lippe (5 coys)
- Foot regiment Obrist Daniel Janson (6 coys)
- Frei-kompagnie Kapitan Moritz von Donop (54 men)
- Frei-kompagnie Kapitan Johan Mathias Kuclelsheim (54 men)
- mounted squadron under Major Wilhem Greving (2 coys, 124 men)
See details below
Source: Beiträge zur westfälischen Familienforschung. Band 2. 1939.

суббота, 8 июля 2017 г.

9 officer's portraits of Saxon Kronprinz Kuirassier, 1730's

Christian Friedrich, Graf von Haxhausen
Unknown author
(link to Sotheby's cite: link)
Sotheby's presents a set of 9 Saxon officer's portraits (link). I believe, it's Kronprinz (Prinz Friedrich) Kuirassier: dark-blue regimental color, yellow metal. The uniform is dated 1730's. 

среда, 5 июля 2017 г.

Немного про "поместность" городовых дворян и детей боярских

Я сейчас смотрю архивные документы на 1670е, и мне на глаза попались интересные сведения о поместности городовых дворян и детей боярских в 1677 г. На тот момент большая часть помещиков центральных регионов (замосковные, заоцкие, тульские, резанские и даже украиные города) продолжали служить "сотенную службу", принудительная трансформация в "рейтарский строй" затронула только приграничные Новгородский, Севский и Белгородский разрядные полки, а остальных толком еще не "разбирали". Итак, лето 1677 г. назначение на службу городовых дворян и детей боярских, а также новокрещен и казаков тульских, резанских и заоцких городов общим числом 3194 чел. (в походы ходили "очередями", т.е. по очереди, поэтому такая численность назначенных в полки не должна смущать), есть роспись по городам, но это не суть. К этому же документу приложена роспись, сколько у этих помещиков дворов. К сожалению, наряд на службу дан по городам, а кол-во дворов указано в кол-ве помещиков без указания города... Итак:

суббота, 1 июля 2017 г.

Ottoman army in Ukraine, August-September of 1674

Kapikulu mounted troops (Sipahis & Silikhdars)
1 500
Grand Vizir troops
3 000
Egyptian troops
5 600
Beylerbey of Diarkebir
1 500
Jussuf Pasha
1 480
Masaip Pasha
3 000
Kaimakan Kara Mustafa Pasha
3 200
Defderdar (sultan’s treasurer)
3 000
Meszanczi Pasha
1 500
Kaizer Pasha
1 300
Mustafa Kaplan Pasha
3 000
Sary Hussein Pasha
860
Ahmed Seid-oglu Pasha, beylerbey of Sophia (Bulgaria)
1 860
Ibrahim Sziszman Pasha, beylerbey of Bosnia
2 500
Seid-zade Mehmed Pasha, beylerbey of Rumelia
160
Bey of arnauts
60
Atan Pasha, beylerbey of Aegean islands
280
Mora Pasha, beylerbey of Peloponnesus
320
10 small detachments under various beys & pashas
2 230
Janissaries under Mustafa Janissary-Aga
8 000
Sipahis (timariot) cavalry
5 000
Cebeci
1 200
Topcu (gunners)
1 000
total
52 050
Estimations of Crimean Tartars varied from 8-10.000 (Wagner) to 35.000 (Krikun)  

Source: Крикун МТурецький похід у Правобережну Україну 1674 року // Вісник Львівського університету. Серія історична. Вип. 34. Львів, 1999. С. 134.

The data from Krikun’s article was used in: Wagner M. Wojna Polsko-Turecka w Latach 1672-1676. Tom II. S. 62-63.

суббота, 24 июня 2017 г.

Небольшая заметка о русских рейтарских полках в 1670х

Смотрю сейчас документы по Чигиринским походам 1676-78 гг. (я их упорно считаю три штуки, а не два; вот их Наряды: 1-й поход 1676 года, 2-й поход 1677 года и 3-й поход 1678 года). Каждый год на службу на Правобережье гоняли по 50-80 тыс. чел., большую часть которых составляли полки "нового строя". Рейтарские полки можно разделить на два типа:
- формируемые территориальными приказами из дворян и детей боярских приграничных регионов (Разряд - Новгородский, Севский и Белгородский полки, приказ Смоленского княжества - смоляне)
- формируемые Рейтарским приказом из дворян и детей боярских центральных регионов
Как оказалось, эти два типа полков имели разную структуру.

суббота, 17 июня 2017 г.

Немного о том, как В.В. Голицын переписывал историю.

Читал сегодня 17 том «Древней российской вивлиофики», и наткнулся на челобитную князя В.В. Голицына 1684 года, в которой он жаловался на то, что ему до сих пор не дано царского жалования за его героические службы в 1676, 1677 и 1680 гг. Кто не в курсе, то я поясню.
В 1676 г. князь Григорий Григорьевич Ромодановский с гетманом Иваном Самойловичем Самойловичем ходил на Правобережье брать Чигирин и приводить под царскую руку гетмана Петра Дорошенко. Голицын с небольшим отрядом в 11 тыс. чел. был оставлен в резерве в Путивле на случай татарского нападения на Левобережье или русские окраины, и в боях не участвовал.

вторник, 13 июня 2017 г.

Частная переписка кн. П.И. Хованского (1676-1681 гг.)

Чуть ранее я упоминал о публикации частной переписки кн. В.В. Голицына за 1677 г. (ссылка), и сокрушался, что подобных источников больше нет. Оказывается, я был неправ. В 1905 г. в 10 томе сборника "Старина и новизна" было опубликовано 170 писем, изъятых у князя Петра Ивановича Хованского во время следствия по делу его отца Ивана "Таратуя" Хованского и брата Андрея (т.н. "Хованщина"). В подборке не только письма самого П.И. Хованского или адрессованные ему, но и его брата Андрея и других лиц, всего 85 адрессатов. Как и в случае с письмами В.В. Голицына здесь и личные семейные письма, и хозяйственные и служебные. В общем, интереснейший источник о нравах и быте той эпохи. Наслаждайтесь: (ссылка на книгу в он-лайн библиотеке НЭБ ).  

воскресенье, 11 июня 2017 г.

"Откаты" с жалования в 1660-70х гг.

Я уже неоднократно писал о многочисленных служебных конфликтах в русской армии во вт. пол. XVII в., которые позволяют лучше узнать и понять правила и практики той эпохи (см. ссылка 1, ссылка 2 и далее по ссылкам). В замечательной диссертации А.А. Рогожина (Рогожин А.А. Генералитет полков "нового строя" в России второй половины XVII века. Дисс. ... канд. ист. наук. Орел, 2014. ссылка) я наткнулся на упоминание практики «откатов» («удержаний») из жалования солдат и рейтар полков «нового строя» в пользу своих офицеров (С. 50-51):

Austrian & Ottoman forces in Hungary in 1686-87

CLICK TO ENLARGE FOR DETAILS

пятница, 9 июня 2017 г.

Swedish garrisons in Poland, Spring 1656

In Spring of 1656 Swedish garrisons stayed in 31 Polish cities. They numbered about 34.000 men, while a field army was around 15.300 men (9.600 of foot, 5.000 of cavalry & 300 dragoons)
Swedish garrisons in Poland, Spring 1656
(CLICK TO ENLARGE)

Source: Gennari C.A. Invasion, Insurgency & Interventions: Sweden's wars in Poland, Prussia & Denmark 1656-1658. 2010.

вторник, 6 июня 2017 г.

Частная переписка В.В. Голицына 1677 года

Во Временнике Императорского Московского общества истории и древностей Российских за 1851 (ссылка, см в самом конце) опубликована подборка из 56 частных писем, адресованных князю Василию Васильевичу Голицыну. Все они написаны за короткий промежуток буквально в пару недель в конце июля – начале августа 1677 года, и особую ценность им придает то, что это практически единственный подобный источник. Чем он интересен?
Во-первых, он показывает, что между как минимум представителями московской знати велась активная частная переписка, и это было обычной практикой просто написать поинтересоваться, как дела и здоровье, а также рассказать о различных бытовых делах и новостях. К сожалению, личные архивы XVII в. до наших дней не сохранились, и эта подборка возможно единственный подобный пример. Подчеркну еще раз: это не В.В. Голицын «спамил» всех друзей и знакомых, нет, это входящая корреспонденция. Чаще всего к нему писали члены его семьи: тесть Иван Федорович Стрешнев и теща Анастасия Ивановна, жена Евдокия Ивановна, мать Татьяна Ивановна Голицына и сестра Ирина Васильевна Голицына, а также дядья Алексей, Борис и Михаил Голицыны. Но последние в основном писали ему о различных делах, также, как и Юрий Трубецкой и Михаил Долгоруков. 

воскресенье, 28 мая 2017 г.

Яфарова М.Р. Русско-Османское противостояние в 1677-1681 гг. (на правах мини-рецензии)

Во вторник, 23 мая, в МГУ состоялась защита диссертации Яфаровой М.Р. "Русско-Османское противостояние в 1677-1681 гг.", с текстом можно ознакомиться здесь (ссылка). На сегодняшний день это наиболее полное и детальное исследование данного конфликта, которое станет "классикой" по этой теме. Безусловно, оно не идеальное, и есть о чем "поворчать".

среда, 24 мая 2017 г.

Российские гарнизоны в малороссийских городах на начальном этапе Великой Северной войны (в 1700-1708 гг.)

Моя статья с последней конференции в ВИМИВиВС: Великанов В.С. Российские гарнизоны в малороссийских городах на начальном этапе Великой Северной войны (в 1700-1708 гг.) // Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Восьмой Международной научно-практической конференции, 17-19 мая 2017 года. СПб.: ВИМАИВиВС, 2017. Ч. 1. С. 123-137.

Вопрос российско-украинских отношений в начале XVIII в. и причин измены И.С. Мазепы является одним из наиболее дискуссионных в современной российской и украинской историографии. В последнее время целый ряд исследователей в различных работах пытается обосновать тезис о последовательном «наступлении» российского правительства на права и полномочия гетмана и его администрации, которое в итоге «вынудило» И.С. Мазепу изменить принесенной царю присяге и перейти на сторону Карла XII. И одним из ее аргументов является наличие значительных воинских контингентов российских войск в городах Гетманщины[1]. В рамках данной работы мы попробуем разобраться в вопросе численности царских гарнизонов в малороссийских городах, а также причинах и численности отправки на Украину дополнительных воинских контингентов на начальном этапе Великой Северной войны (в 1700-1708 гг.).   

пятница, 19 мая 2017 г.

8-я Международная научно-практическая конференция «Война и оружие. Новые исследования и материалы»

17-19 мая 2017 года в Санкт-Петербурге в ВИМАИВиВС (в простонародье – Артмузей) состоялась уже 8-я Международная научно-практическая конференция «Война и оружие. Новые исследования и материалы». К большому сожалению, есть риск, что эта конференция может оказаться последней: музей относится к Минобороны, а для них проведение научных конференций не является приоритетом. Будем надеяться, что это всего лишь слухи, и в 2018 году мы все вновь соберемся на очередную уже 9-ю конференцию. Кроме основной программы также состоялся и традиционный коллоквиум, посвященный актуальным вопросам отечественной истории и развития отечественных вооруженных сил XVII-пер. четв. XVIII вв., и хочу сказать большое спасибо всем участникам!
Я выступал на конференции с материалом «Российские гарнизоны в малороссийских городах на начальном этапе Великой Северной войны (в 1700-1708 гг.)» (ссылка). Все статьи (4 толстенных тома, каждый по 600 страниц) выложены в открытом доступе на сайте Артмузея (ссылка), а пока небольшой обзор тех из них, которые меня заинтересовали. Сразу оговорюсь, обзор субъективный, и затрагивает только те периоды и темы, которые интересны лично мне:

суббота, 13 мая 2017 г.

Славнитский Н.Р. Реформа артиллерии в царствование Петра Великого: введение единой системы калибров артиллерийских орудий и их использование в операциях Северной войны (на правах рецензии)

На Милхисте за последнее время выложили несколько материалов по артиллерии, по поводу двух из которых (авторства Манойленко и Славнитского) я не могу не сказать пару слов. Быстрее и проще дать оценку статье Манойленко Ю.Е. «В начале славных дел»: подготовительный этап петровских реформ артиллерии» - это просто крайне слабая реферативная работа, основанная на устаревших источниках. Никаких новых сведений или архивных материалов автором в оборот не введено, ни одно из исследований, вышедших за последние лет 10 (хотя бы многочисленные статьи того же А.Н. Лобина) им не использовано. Такое впечатление, что статья написана не в 2017 году, а году этак в 1997. Даже ссылку на нее давать не буду… При этом этот очень слабенький реферат соседствует в одном спецвыпуске с очень хорошими исследованиями А.Н. Лобина, О.А. Курбатова, ПА.В. Малова, К.В. Шмелева и других авторов… Очень странный выбор редакции и ред коллегии…

На разборе второй статьи я остановлюсь чуть подробнее: Славнитский Н.Р. Реформа артиллерии в царствование Петра Великого: введение единой системы калибров артиллерийских орудий и их использование в операциях Северной войны (ссылка). Ключевых замечаний у меня два.

Во-первых, название не соответствует содержанию. Данная статья о чем угодно, но НЕ о реформе артиллерии в царствование Петра Великого. Любой читатель, ознакомившись с ее текстом по ссылке, легко в этом со мной согласится. Реформа артиллерии в царствование Петра I действительно была проведена, и включала в себя очень много аспектов: производство, структуру, теже калибры и еще много чего... Но ни о чем об этом, к сожалению, в статье нет ни слова, даже тема калибров у Бранденбурга описана намного лучше и полнее. И здесь опять-таки вопрос к редакции Милхиста. Ведь назови эту статью что-нибудь типа «Опыт применения…» или что-нибудь в этом роде – и никаких вопросов бы не было.

Во-вторых, тема введения единой системы калибров артиллерийских орудий в статье так и не раскрыта. Для того, чтобы хоть как-то обосновать этот тезис необходимо описать:

пятница, 5 мая 2017 г.

Famous Olaf Hoffman's drawing of the Swedish trophied colours are on-line!

Swedish King Karl XI decided in 1677 to make images of all Swedish trophied colours & standards as a sign of great Swedish victories. The work was commissioned to Olof Hoffman. He made about 2.000 of drawings in 1677-1709, which were originally grouped into 20 volumes. They were stored in Armemuseum in Stockholm. Now about a half of them is digitized & available on-line on Digital Museum site (link)!!!!  The current part includes Austrian, Bavarian, Danish, Brandenburg & Danish colours. The East-European colours (Russian, Polish-Lithuanian, Cossacks, etc.) haven't yet digitized...

Enjoy!!!